По итогам 2024 г. российский розничный рынок тонометров (включая e-com сегмент) достиг 13,3 млрд руб. (в розничных ценах, включая НДС). Согласно информации базы данных «Аудит розничных продаж медицинской техники в России (total sell out)» аналитической компании RNC Pharma рублевая динамика относительно 2023 г. фиксировалась на уровне 12,1%. При этом натуральное потребление соответствующих изделий увеличилось на 13,6%. За минувший год в российской рознице было реализовано почти 6,8 млн шт. тонометров.
В течение прошлого года спрос на приборы имел явные пики в марте и декабре. После мартовского всплеска объем реализации начал снижаться и летом фиксировалось самое низкое потребление тонометров, к примеру в июне россияне приобрели всего 470 тыс. приборов, потратив при этом 935 млн руб. К началу осени вновь фиксируется увеличение продаж, а пиковых значений спрос достигает к декабрю— в этом месяце в рознице было продано почти 741 тыс. шт. приборов на сумму 1,4 млрд руб. После традиционно низкого спроса на тонометры в январе 2025 г., в феврале снова наблюдается рост, реализовано свыше 729 тыс. приборов (на сумму 1,4 млрд руб.).
На розничном рынке тонометров в 2024 г. насчитывалось 55 торговых марок, но первая тройка обеспечивала более 72% рублевых продаж. Лидером в категории остается продукция японского бренда Омрон с долей рынка в рублях 28,4%, вторую позицию рейтинга с сопоставимой долей занимают изделия «Эй Энд Ди» (28,3%). Замыкает тройку лидеров швейцарская Би.Велл (15,7%). Кроме того, в 2024 г. на российский рынок поступило два новых бренда Пекам и Сэрца, китайских производителей «Шэньчжэнь Пекам» и «Джойтек Хелскеа» соответственно.
Тонометры относятся к приборам длительного использования, а артериальная гипертензия —хроническое заболевание, поэтому здесь нет явной зависимости с сезонными колебаниями спроса на препараты для лечения артериальной гипертензии (С09 препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему, по классификации EphMRA). Однако корреляция здесь определенно есть, особенно заметен синхронный рост спроса на товары на протяжении летних и осенних месяцев с абсолютным пиком по итогам декабря. В этом месяце было реализовано 19,8 млн упак. на сумму 8,4 млрд руб., это максимальный объем продаж, который был зафиксирован в течение года, как в денежном, так и в натуральном выражении.
Фото: Shutterstoсk/FOTODOM